Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Целью патриотического воспитания является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Очень важным моментом в реализации воспитательных задач является формирование у ребенка позиции юного гражданина и патриота. Патриотическое отношение к своему городу, краю, стране создает у ребенка чувство социальной ответственности и бережного отношения к труду, мотивирует на личностный и интеллектуальный рост. С этой точки зрения целесообразным представляется оборудовать специальный патриотический уголок в детском саду, наполненный необходимым дидактическим материалом.
В нашей группе оформлен уголок, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родной семье, крае, городе, стране. Они содержат краеведческую информацию.
В оформлении нашего уголка присутствует государственная символика России (флаг, герб, портрет главы государства, области, виды достопримечательных мест родного города.
Согласно программе «Маленькие патриоты» информация, фотоматериалы, дидактические игры, пособия представлены в уголке по разделам:
- «Моя семья»
- «Мой город»
- «Моя Родина – Россия»
- «Защитники Отечества»
- «Русская национальная культура»
- «Природа родного края».
Моя семья. Мир ребёнка начинается с его семьи. Любовь и привязанность к Родине также начинается с любви и привязанности к родной семье. Рассматривая альбом «Моя семья», «Профессии семьи», дети получают знания о своём ближайшем окружении – семье. У них воспитывается гуманное отношение к близким, уточняются представления о родственных связях, именах близких родственников, об их занятиях, семейных историях и традициях. Закрепляются представления о профессиях родителей.
Мой город. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. В разделе «Мой город» дети знакомятся с историей улиц родного города, с памятниками и памятными местами, славными людьми нашего города, профессиями.
Моя Родина – Россия. Следующий раздел, представленный в уголке, «Моя Родина – Россия». Материалы, представленные в разделе способствуют расширению представлений детей о территории России, о значении государственных символов России: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлены дидактические игры «Собери герб», «Собери флаг». Рассматривая альбомы дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой.
Природа. Одно из проявлений патриотизма – любовь и бережное отношение к родной природе. Содержание данного раздела способствует формированию представлений о природе родного края, растительном, животном мире, реках, лекарственных растениях. Воспитываем умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, т.е. формируем основы экологической культуры.
Национальная культура. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, русским национальным костюмом. Тем самым у детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, народную мудрости, отраженной в ней. Оформлены дидактические игры: «Подбери головной убор», «Подбери пару (народные инструменты» и т. д.)
Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека народных игр по всем разделам.
Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы – подобрана литература, иллюстрации военной тематики, а также военный мини-музей.
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
- в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно-прикладного творчества;
- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.
- в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.
- в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы).
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
|